Сегодня мы поговорим о выборе внедорожника для путешествий. Тема интересная, вопросы много, и их больше, чем ответов. На сегодняшний момент есть некая квинтэссенция того, что из себя должен представлять внедорожник для путешествий.
В принципе, путешествовать можно на любой машине. Другое дело, что формат путешествий должен соответствовать автомобилю. Если вы берёте стандартный автомобиль, полноприводный или может даже не полноприводный, не надо ждать от него чудес и покорять Эльбрус, закончится это всё так себе. Но если у вас нет подготовленной машины, нет возможности приобрести автомобиль, соответствующий всем вашим требованиям, выбирайте подходящие маршруты. И сегодня мы не будем говорить о том, как готовить машину или как выбирать маршрут, мы поговорим именно о том, как выбрать автомобиль для дальних путешествий.
Дальние путешествия — это когда ты берёшь много еды, увозишь её далеко и там съедаешь. Любой поход на самом деле такой. Поэтому в первую очередь внедорожник для путешествий должен быть достаточно вместительным. В него должны помещаться оборудование, еда, если это южные путешествия, то и вода, а ещё хорошо, если остаётся место, где поспать. Поэтому если у вас автомобиль короткобазный, не стоит его рассматривать, как идеальный вариант для дальних путешествий. Ездить на нём можно, но, если вы собираетесь спать в машине, вам каждый вечер всё из неё придётся выгружать. А на улице вещи могут и намокнуть, и их могут спереть, так что в идеале, чтобы спальное место выстраивалось без выгрузки вещей.
Ещё одна проблема короткобазной машины в том, что у неё низкая курсовая устойчивость. Пока вы едете по асфальту всё в порядке, но как только вы выезжаете на грейдер и начинаете ехать с большой скоростью, из-за короткой базы машину начинает ставить поперёк дороги, скорость движения падает, моральная нагрузка возрастает, это тоже проблемы. Чем длиннее база автомобиля, тем лучше он держит курс и тем с большей скоростью можно на нём ехать по дорогам с плохим покрытием или без него в принципе. Поэтому длиннобазник, и лучше большой, широкий, потому что чем машина шире, тем в ней комфортнее.
К тому же, всё в жизни связано и размер тут имеет значение. Большая машина – это большой мотор с хорошими ресурсом и тяговым усилием, а это важно. Потому что если вы катаетесь на выходные или на соревнования, то вам нужна лёгкая короткобазная машина, не нужно ничего с собой таскать. Но когда вы маленькую машину с маленьким мотором нагружаете всем своим экспедиционным инвентарём, расход топлива сильно возрастает. Это плохо, потому что в экспедициях запас хода это одна из важнейших вещей. В идеале в экспедиционном автомобиле вообще не должно быть никаких канистр. Должен быть большой бак, лучше два и запас хода на 1 000-2 000 км, этого должно быть достаточно для того, чтобы проехать большинство маршрутов вдали от цивилизации.
Из этого сразу вытекает следующий вопрос. Мотор. Безусловно можно брать бензиновый автомобиль. Но он имеет ряд существенных недостатков. Основной в том, что в этой машине нельзя спать в заведённой в холодное время года, потому что можно умереть. Если у вас автомобиль бензиновый, вы должны озаботиться автономным обогревателем салона. Но, помимо этого, проблема в том, что как только у вас начинается частая работа мотора на переходных режимах, сильно увеличивается расход топлива. Что такие переходные режимы? Ну вот вы съехали с дороги общего пользования на просёлочную, впереди яма. Вы остановились и опять набираете скорость, а яма там не одна. И вся дорога сводится к работе падалью вверх-вниз. А на бензиновом моторе эта педаль, как насос, выкачивает топливо из бака.
Есть ещё вторая проблема, если вы собираетесь путешествовать по русскому северу, заполярью, бензин там будет только в городах. Вся техника вдали от цивилизации там только дизельная. Поэтому солярку вы там найдёте, ещё и за смешные деньги. Бензин нет.
Третий, довольно важный, аргумент состоит в том, что тяга на низах у бензиновых моторов довольно слабая. А гружёная машина на пересечённой местности – это всегда работа на низах, конечно, если это позволяет мотор. Поэтому, по всей совокупности аргументов, лучше для путешествий рассматривать автомобиль дизельный. Какой именно мотор, турбированный, атмосферный, старый, новый. Тут этих нюансов настолько много, что это тема для отдельного разговора.
Если вы посмотрите на машины, на которых путешествуют увлечённые или профессиональные путешественники, проводящие много времени в пути, вы обнаружите, что в основном это большие рамные утилитарные внедорожники с большими дизелями, атмосферными или турбированными.
Коробка передач, тоже вопрос своеобразный. Нет никакой идеальной коробки. Обычно люди топят за какую-то конкретную коробку, перечисляя её плюсы. И у автомата, и у ручной коробки есть положительные и отрицательные моменты.
Если рассматривать их с точки зрения путешествий, то главный недостаток автомата в том, что эту машину с разряженным аккумулятором нельзя завести с толкача, во-вторых, её нельзя буксировать какое-то долгое расстояние, не снимая кардана. Плюс, на серьёзном бездорожье автомат греется. Если вы собираетесь ездить часто, на большие расстояния, в тёплой местности, то стоит озаботиться выводом дополнительного радиатора, потому что шанс подогреть масло довольно велик, а если масло подгорело, коробке жить осталось недолго.
Теперь плюсы автомата. При езде по снегу, на автомате легче трогаться в гору и натаптывать дорогу. Автомат позволяет плавно тронуться в гору, плавно переключать скорость без рывков, в отличии от механики. Так же на мягких несущих грунтах, когда вы едете по болотам, очень большая нагрузка на трансмиссию и на автомате на болотном ковре тронуться проще.
У механики плюсов так же немало и главный, наверное, на время путешествия, это расход топлива - меньший, чем на автомате. При этом на механике вы гораздо лучше понимаете момент сцепления. В грязи, в снегу это важно, потому что вы должны понимать, поехали вы или забуксовали. На автомате очень часто бывает, что машина никуда не тронулась, колёса крутятся, а пилот этого не понимает. Механика более проста в использовании, она не греется, более долговечна, проще в ремонте. В принципе, если говорить об универсальном автомобиле для путешествий, лучше выбрать механику, но если вы привыкли на автомате, то в этом никаких проблем нет.
Так же важный момент, автомобиль для путешествий должен быть рамным, это даже не обсуждается. У автомобиля без рамы есть запас прочности, но он небольшой. Если машина в полной нагрузке часто и много ездит по пересечённой местности, то в какой-то момент лонжероны пускаются в свободное плавание. Это общеизвестная проблема, поэтому для путешествий люди берут автомобили рамные.
Зависимая или независимая подвеска. На асфальте, на грейдерах, на больших скоростях независимая подвеска показывает себя лучше, это не обсуждается. Если вы не собираетесь лезть в дебри и пускаться во все тяжкие, независимая подвеска вам подойдёт. Если вы собираетесь ездить по пересечённой местности, лучше брать автомобиль с зависимой подвеской, потому что его гораздо сложнее вывесить на диагональ, его передний мост гораздо больше защищён от камней и веток, пыльники со шрусов так просто веткой не скинешь, как у машины с независимой подвеской. Но на асфальте эта машина более валкая, у неё куда больше радиус поворота, тут никуда не денешься. И если речь идёт о формате внедорожных путешествий, лучше брать машину с независимой подвеской. Новых машин, которые могут нас заинтересовать по всем параметрам и размерам, всплывает в голове только два. Это УАЗ Патриот, которого сейчас нет на дизеле, и Jeep Wrangler, она есть пятидверная, но пока что её нет новой на дизеле.
Сейчас поговорим о том, какой автомобиль взять, новый или подержанный. Эта тема сейчас приносит только боль, потому что новых автомобилей, соответствующих всем критериям, нет. Точнее есть, но их можно по пальцам пересчитать. Есть автомобили с передней независимой подвеской, они тоже для экспедиций годятся, но все современные автомобили настолько напичканы электроникой, что становятся придатком к сервису. В дороге вы такую машину не почините, даже в дилерских центрах это занимает время. С электроникой ты никогда не уверен, когда и где она сломается, те же самые современные дизельные двигатели отказывают заводиться при температуре -35 и далее. Конечно, современные дизеля экономичны, но проблема неремонтопригодности высока.
Со старыми машинами ситуация обратная. Эти машины легко чинятся отвёрткой и пассатижами, они утилитарны, но это старые машины. Пока их приготовишь к поездке, окажется, что они начали сыпаться, хотя на асфальте всё было нормально, вскрываются проблемы, появляются новые. А детали на них стоят столько же, сколько на новые автомобили, и деньги это немалые. Такая машина за год эксплуатации может съесть три своих цены, пока не будет построена заново. И это проблема. Раньше выбор был, сейчас таких машин может попросту не быть в открытом доступе, и даже найдя подходящую машину, всё равно в ней надо что-то перерабатывать. Но есть и плюсы. Один раз купив эту машину и потратив на неё баснословные деньги, она ездить будет, и долго.
Часто бывает такой вариант. Есть машина, начали на ней ездить. Ездит хорошо, но у других же лучше. И тут начинается самая большая ошибка, когда из автомобиля, не предназначенного для тотального бездорожья, пытаются сделать трактор. Если вы возьмёте тойоту и повесите на неё лебёдку, тяжёлый обвес и колёса побольше, она не станет утилитарным внедорожником. Автомобиль будет дальше застревать, только теперь ещё и разрушаться, потому что он не предназначен для такой эксплуатации.
Уже есть готовые решения и у всего есть свой предел, и выходить за их рамки не нужно. Поэтому перед тем, как вкладываться в машину, посмотрите по сторонам, на чём ездят другие люди, и подумайте, стоит ли возиться с этой машиной, или вы останетесь с бронетранспортёром, который никуда не едет и никак не продаётся.
К тому же сейчас всё можно узнать. Эти ребята съездили туда-то на таких-то машинах, всё у них хорошо, машины целые. А вот туда же поехали другие ребята на других машинах, и они уже борются за жизнь, машины ломаются, их вытаскивают. Возможно, конечно, что в первый раз ребята были опытнее. Но и вероятность того, что машины были не те, тоже велика.
Можно ехать на непроходимой машине в компании более подготовленных машин, они помогут, вытащат. Но обычно, когда составляются маршруты, они составляются под конкретные возможности. Поэтому ваш простой неподготовленный автомобиль может сильно пострадать, и этого даже не скажешь, пока он не доедет до дома. И это распространённая проблема. Одно дело взять стандартный автомобиль, съездить один раз, вернуться, порадоваться что вернулся и поехать дальше. А совсем другое дело ездить на машине постоянно. Ресурс в этом деле очень важен, и нельзя рассматривать внедорожник для путешествий без ресурса. Чем в машине больше железа и мощности, тем она надёжнее.
По поводу пикапов, машины для путешествий вполне подходящие, но есть ряд недостатков. Основной из них в том, что салон у него небольшой, так что обустройство спального места становится проблемой. Кузов у него большой, так что он вполне подходит для путешествий. Можно поставить к кузову жилой модуль, но тогда внедорожные характеристики автомобиля пропадают, он начинает много весить и плохо маневрировать по пересечённой местности. Так что с жилым модулем удобнее спать, но машина становиться предназначена больше для асфальта.
Ещё один вариант для путешествий, это автодом. На сегодняшний день у нас есть два доступных автодома более-менее нормального размера, это замечательная Буханка и Соболь 4х4.
Буханка имеет один серьёзный недостаток, это не очень удобная управляемость автомобиля, плюс посадка водителя довольно специфична. А самое главное то, что автомобиль довольно валкий и тяжело поддаётся подготовке. Но это бюджетный вариант, для многих он сейчас единственный доступный автодом. Да, внутри всё придётся делать своими руками, или за большую денежку в салонах, но всё вполне поправимо.
Что касается Соболя 4х4, к ним нареканий особых нет, за исключением одного. Дело в том, что всё, что связано с полным приводом в этой машине, оно всё сырое. Есть хороший вариант этой машины с камонрейлом, с каменсом, но опять же, коробка очень низкая, мотор постоянно работает на очень высоких оборотах, это снижает его ресурс, но в целом автомобиль довольно годный. Это тоже бюджетный вариант по нынешним временам, машина интересная, хорошая. В силу своего веса она очень тяжёлая и не годиться для тотально бездорожья, но для умеренной пересечённой местности и дорог без покрытия она вполне подходит. Хотя тоже требует рук.
В принципе, если вы собрались путешествовать, то должны быть готовы к тому, что машину в дороге придётся чинить. Какой бы надёжной не была машина, у вас должна быть возможность починить её на месте, потому что вдали от цивилизации автосервисы встречаются редко, а на машинах отечественных и старых вероятность поломки существенно выше, к ней надо быть готовыми.